Советы родителям
Чем бы вы ни занимались с ребенком. ваше отношение к нему к тому, что он делает, должно быть доброжелательным, заинтересованным, уважительным. Ваша задача — соблюсти разумное соотношение своей и детской активности. Не торопитесь выполнять за ребенка то, что он уже умеет.
Безусловно, давать готовые ответы, делать за него задания гораздо легче и быстрее, но такие ваши действия лишат ребенка самостоятельности, активности, уверенности в себе, Совместная деятельность, в том числе и игровая, взрослого и ребенка только тогда приятна и захватывающа для малыша, когда он чувствует во взрослом за-интересованного партнера. Не критикуйте, не доказывайте своего ра-зочарования и недовольства, если ребенок не достиг намеченных вами результатов. Воспринимайте ребенка положительно независимо от его достижений.
Главным показателем успешности детей в усвоении знаний, в умственной, трудовой и других видах деятельности, — их положительное отношение к предлагаемой работе, желание вернуться к ней через некоторое время. По моему мнению, советы родителям, которые дает Дж. Чейпи в книге «Готовность к школе» смогут помочь вам создать нужную атмосферу во время занятий с детьми м вообще улучшить ваши взаимоотношения.
Делать или не делать?
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
- Не требуйте сразу слишком многого. Пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
- Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».
- Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
- Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
- Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
- Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств («Мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.
- Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
- Не сравнивайте малыша ни с другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
ДЕЛАЙТЕ!
- Радуйтесь Вашему малышу.
- Занимаясь уборкой или приготовлением обеда. напевайте что-нибудь.
- Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
- Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный» разговор» (комментируйте его действия).
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
- Говорите с малышом короткими фразами.
- В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Говорите медленно. Будьте терпеливы.
- Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
- Каждый день читайте ребенку.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
- Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед; гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка; пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
- Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребёнка: пусть он слушает их снова и снова.
- Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
- Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать;
- Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
- Регулярно водите ребенка в библиотеку.
- Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- Не теряйте чувства юмора.
- Играйте с ребенком в разные игры.
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.